Запах и вкус

Рэбит и Винторп (Rabbitt and Winthorpe, 1988) обнаружили, что когда воспоминания делятся на «приятные» и «неприятные», воспоминания из раннего периода жизни в основном попадают во вторую категорию.Бернтсен и Рубин (Berntsen and Rubin, 2002), используя иную методику вызывания воспоминаний, выявили у испытуемых большую долю радостных воспоминаний, но при этом отметили, что было и довольно много неприятных воспоминаний.
Кроме того, важную роль может играть и запах. Запах и вкус часто оказываются великолепными подсказчиками давно забытых воспоминаний. Наиболее известным примером такого рода является, вероятно, булочка Пруста, однако практически каждый лично испытывал, как порой неожиданно возрождаются яркие воспоминания, вызванные тем или иным запахом или вкусом.
Вероятно, это происходит потому, что запах и вкус не так просто припомнить и мысленно представить, — для этого требуется настоящая вещь, и предположительно пробуждение воспоминаний запахом/вкусом сильнее, потому что они неожиданны и встречаются реже. Мэйлор, Картер и Холлетт (Maylor, Carter and Hallett, 2002) установили, что и у молодых, и у пожилых людей предъявление условного слова в сочетании с определенным запахом, с ним связанным (например, слово «роза» в сочетании с запахом розового масла) удваивало воспроизводимость воспоминаний.
Этот результат интересен сам по себе, но он также заставляет задаться вопросом, не оказывал ли запах комнаты, где проводилось тестирование, или парфюм экспериментатора и т. д. влияния на результаты тестирования автобиографической памяти.
Другая проблема состоит в том, что участники могут подвергать свои воспоминания цензуре. Разумно предположить, что наиболее яркие воспоминания человека большей частью связаны с сексуальными переживаниями. Любопытно, что они очень редко упоминаются участниками эксперимента.
Несмотря на изложенные выше соображения, пик воспоминаний (известный также как шишка воспоминаний) был зарегистрирован многими исследователями. Это явление, говорящее о том, что, когда методы тестирования учтены должным образом, большая часть автобиографических воспоминаний обычно приходится на период жизни человека между 10 и 30 годами (например, Bemtsen and Rubin, 2002; Rubin, Rahhal and Poon, 1998).
Это неудивительно, поскольку в указанный период происходит большинство ключевых событий жизни: первые попытки сек-суальных отношений, работа, экзамены, вступление в брак, отцовство/материнство и т. д. (Jansari and Parkin, 1996). Однако наибольшая часть воспоминаний обычно принадлежит самому недавнему десятилетию жизни (Rubin and Schulkind, 1997а).