Функциональные различия между мнемоническими приемами

Например, обычный метод — вспомнить сделать что-то вместе со знакомым ежеднев-ным действием, таким как привычный ритуал приготовления утреннего кофе (Maylor, 1990а, Appendix А).Это является внутренней стратегией (просто вспомнить добавить другое действие в конце знакомой последовательности) или внешней (вид кофе действует как напоминание)?
Точно так же внешняя подсказка, такая как запись в ежедневнике, требует внутренней стратегии — «вспомнить посмотреть в ежедневник». Следовательно, функциональные различия между мнемоническими приемами расплывчаты и, конечно, весьма противоречивы. Таким образом, в оставшейся части этого раздела внутренний и внешний способы будут рассматриваться как чисто практические стратегии, без рассмотрения вопроса о том, как они работают.
В определенных видах заданий на память о намерениях либо совсем нет возрастных различий, либо наблюдается даже превосходство старения. Например, «традиционное» задание на память о намерениях требует от участников вспомнить позвонить экспериментатору в условленное время.
Пун и Шафер (Poon and Schaffer, 1982, цитируется в West, 1988), а также Москович (Moscovitch, 1982) обнаружили, что пожилые участники вспоминали о звонке гораздо чаще и были более пунктуальны.
Частично это может быть эффектом когорты: пожилые люди зачастую ведут более спокойный образ жизни и, как следствие, имеют меньшее количество событий, которые могли бы их отвлечь от необходимости вспомнить о телефонном звонке. Кроме того, в традициях их воспитания, возможно, уделялось большее внимание обязательной пунктуальности, чем у молодых людей, и, следовательно, у них было больше мотивации сделать звонок. Это последнее предположение поддерживается данными Пуна и Шафера о том, что увеличение денежного вознаграждения за звонок улучшило выполнение задания пожилыми людьми, но не молодыми.
Один из методов уменьшения эффекта когорты — брать участников в возрасте 50 лет как самую молодую группу. Эта возрастная группа интеллектуально еще находится наравне с 20-летними людьми (возраст типичной «молодой» группы), но более близка пожилым людям по воспитанию. Мэйлор (Maylor, 1990а) провела подобный эксперимент, подобрав участников с одинаковым образом жизни.