Ключевой фактор в формировании метапамяти

Например, Лейн и Зелински (Lane and Zelinski, 2003) в лонгитюдном исследовании изменений в метапямати установили, что все: разнообразные факторы, включающие личность, реальные изменения памяти и общие представления о том, что такое память, — оказывали влияние на представление людей об их собственной памяти.Пеарман и Сторандт (Pearman and Storandt, 2004) установили, что на основе сочетания трех личностных оценок (добросовестности, самооценки и нейротизма — см. главу 5) можно предсказать примерно третью часть всех изменений в субъективных оценках памяти у пожилых.
Из сказанного выше следует, что представление о самом себе может быть ключевым фактором в формировании метапамяти. О пожилых людях часто думают, что они забывчивы, о молодых — нет. Соответственно пожилые люди могут быть более чутки к ошибкам памяти, что приводит к заниженной самооценке. В этом случае неудивительна связь между самооценкой пожилых людей и уровнем их депрессии (Collins and Abeles, 1996; Cipolli et al., 1996; Rabbitt and Abson, 1990; Thompson et al., 1987).
Впрочем, если метапамять понижают в статусе из-за низкой самооценки, из этого следует, что помощь пожилым в преодолении пессимистического мировоззрения может улучшить самооценку и, возможно, работу памяти. Вест и Яссуда (West and Yassuda, 2004) показали, что если пожилых поощрять к тому, чтобы они ставили перед собой более высокие цели в плане достижения результатов в тесте на память, то и субъективные мнения о памяти, и фактическая работа памяти улучшались (это исследование подтверждает более раннее исследование Веста, Велча и Торна (West, Welch and Thorn, 2001). Однако это не панацея, поскольку настроенные на высокие результаты молодые все равно превос-ходили пожилых участников эксперимента.
Кроме того, часто высказывается критическое соображение о том, что анкеты могут ошибочно переоценивать память у лиц со слабой памятью. Информация о памяти участника поступает только от него самого: обычно нет никаких подкрепляющих данных. Тем не менее, признавая себя забывчивым, как человек может помнить обо всем, что он забыл?
Это остроумный аргумент, который невозможно проверить. Однако существуют признаки того, что это чересчур пессимистичное мнение, поскольку некоторые исследования, привлекавшие участников-супругов, обнаружили тесную связь между сообщаемыми одним из супругов особенностями памяти и оценками этих особенностей другой «половиной» (Cohen, 1989). И все же даже самые горячие сторонники метода анкетирования признают, что неизбежно будут возникать некоторые неточности в самооценке.