Что такое сон и сны?

Дорогие друзья, приветствуем вас на сайте глубинной психологии и психотерапии!

Возможно, что вы серьезно интересуетесь миром свой души, важной частью которой, безусловно, являются сновидения и фантазии. Или, может быть, вам необходима психологическая помощь? Если вы хотите обсудить свою жизненную и психологическую ситуацию, пожалуйста, оставьте свой комментарий или напишите статью. Мы, c удовольствием, размещаем на сайте оригинальные работы авторов пишущих на темы психологической помощи и толкования сновидений.

Авторы сайта — коллектив профессиональных психологов и психотерапевтов, которых объединяет интерес к глубинной психологии и психотерапии. Мы, в своей повседневной практике, уделяем большое внимание «ночной» жизни души — снам и толкованию снов. В психотерапии известны случаи когда сновидение инициировало душевное заболевание, также как, впрочем, нередко сновидения несли в себе исцеляющий для психики потенциал. Толкование снов в практике клинического психолога, иногда, занимает значительную часть времени. Известно, что основатель психоанализа З. Фрейд считал сновидения «королевской дорогой» в мир душевных переживаний. С тех пор, толкование снов, оставаясь индивидуальным искусством, перестало быть прерогативой составителей сонников и, постепенно, приобрело черты наукообразности. Означает ли это, что времена, когда наши предки разгадывали сны по сонникам закончились? Увы, нет. Для многих людей, и сегодня, единственным вариантом понять свой сон остается сонник. «Что же в этом плохого?»- спросите Вы. Дело в том, что символика снов, зафиксированная в сонниках, отражает наиболее общие, универсальные значения сновидений и не учитывает индивидуальный контекст жизни и душевного мира конкретного человека. Такой подход, конечно, череват серьезными искажениями в понимании смысла снов. Поэтому, не отбрасывая окончательно сонник, мы, как профессиональные психологи, делаем акцент на поиски индивидуализированного смысла сна.

О процессе сна

Едва ли найдется человек, который хоть раз не задавал бы себе вопрос: «Зачем я сплю?». Натуры деятельные, нетерпеливые продолжают рассуждение так: «Нет, действительно, зачем? Зачем должен я тратить целую треть жизни на это странное и бесплодное занятие? Двадцать лет из шестидесяти, двадцать пять из семидесяти пяти! Безумие! Надо что-то предпринять. Спали же Наполеон и Петр Великий по пять часов в сутки, а Эдисон, говорят, даже два часа. Ну, два часа мaлo, однако я уверен, что мне удастся свести это расточительство часам к шести. Не так уж мы устаем. Все это вопрос воли … »

Натурам созерцательным, склoнным к философствованию, на ум придет иная цепочка рассуждений: «Да, именно зачем? Сон занимает треть жизни, много больше, чем еда. Следовательно, он гораздо важнее еды. Без еды можно прожить месяц, даже полтора. А без сна не протянешь и недели. В самом деле, почему существует, например, лечебное голодание, но еще никто не слыхивал о лечебной бессоннице? «К леченью голодом пан Томаш приступил: леченье модное, и в нем источник сил», писал Мицкевич в «Дзядах». Вон когда оно еще было модным, вон когда о нем уже злословили — более полутораста лет назад! «Источник сил» — говорит поэт, источник сил в отказе от еды, в отказе, научно обоснованном, разумеется, с соблюдением врачебных пpeдписаний и все такое, но в отказе! А попробуйте-ка отказаться от сна всего на сутки — нехватку сил, вот что вы почувствуете.

Писали, правда, что кто-то там, не то в Испании, не то в Югославии, не спал уже лет двадцать. Но во-первых, это редчайшие случаи, во-вторых, наверняка болезнь вроде летаргии, только наоборот, в-третьих, неизвестно еще, может, этот бедняга спит, но сам того не замечает, Да и что в конце концов доказывают эти феномены? Одному нравится вставать с петухами, другому — нет. Где-то я читал, будто каждое утро слуга будил Канта, спавшего семь часов, и каждое утро — с неимоверными усилиями. Мало было Канту семи часов! А раз мало нечего было и себя насиловать. Тут, видно, многое зависит от темперамента, от привычек. А посему оставим в покое исключения, и займемся праавилами, какой потребности служит сон — вот что мы должны выяснить прежде всего…»

Можно ли так поставить вопрос? Разумеется! Именнно так и ставили его философы и ученые от Аристотеля до наших дней: какой потребности служит сон? И почти все они приходили к заключению… Впрочем, подождем ссылаться на авторитеты. Кое-что нам сначала нужно выяснить и самим. Ну вот, например, можно ли ставить в один ряд сон и еду, как это делаем мы подчас, особеннно не задумываясь, в разного рода перечислениях условий существования и как это сделал только что склоннный к философствованию человек, которого мы вообразили. Если и можно, нам кажется, то, пожалуй, лишь уподобляясь Санчо, которому Сервантес вкладывает в уста насыщенную метафорами похвалу сну: «Да будет благословен тот, кто изобрел сон, этот покров, который скрывает все человеческие мысли, пища, которая насыщает голодных, влага, которая утоляет жаждущих, огонь: который согревает озябших, прохлада, которая спасает от жгучего зноя,- словом, всемирная монета, на которую можно купить все что угодно, и весы, на которых уравниваются император и пастух, мудрец и невежда».

Пища и влага, тепло и прохлада, всемирная монета, самая ценная из всех,- так что же он такое, этот Cон, зачем дарован он нам природой, для чего мы спим и видим сны, почему мы нуждаемся в сне больше, чем в чем бы то ни было, какой потребности он служит?

Такие вопросы люди начали задавать себе сравниительно недавно, лет двести ,с небольшим назад. До тех пор если что иx и занимало в сне, то в основном одни сновидения — предмет, безусловно, очень важный и подлежащий тщательному рассмотрению, каковому мы и подвергнем их в надлежащем месте, но, согласитесь, далеко не исчерпывающий такого сложного явления, как сон. «Вся наша история, отмечает в конце XVIII века Георг Кристоф Лихтеннберг, немецкий писатель, литературный и художественнный критик, а также профессор физики Гёттингеннского университета и почетный член Петербургской Академии наук,- вся наша история,- утверждает он,- есть исключительно история бодрствующего человека, а об истории спящего еще никто не думал … Почему нельзя отвыкнуть от сна? — спрашивает он. Почему человек спит? Что такое человек во сне?».

«Можно было бы предположить,- развивает он первый свой вопрос,- что поскольку важнейшие жизненные функции отправляются непрерывно и предназначенные для этого органы никогда не пребывают в покое и не засыпают, как, например, сердце, внутренности, лимфатические сосуды, то и вообще спать не обязательно. Следовательно, прерывают свою деятельность те органы, которые больше всего необходимы для функций души… Сон представляется мне, скорее, отдыхом для органов мышления…»

Информационные партнеры:
Толкование снов и качественная психологическая помощь.