Общение с духами

Историю Иосифа, сына Исаака, знает весь просвещенный мир. Это был самый прославленный толкователь снов древности — представитель -профессии, бывшей некогда весьма почетной и популярной да и по сей день вполне сохранившейся.

В книге Бытие рассказывается, что отец любил Иосифа больше всех своих сыновей, потому что он был дитя любимой его жены, рано умершей Рахили, и «сын старости его».

Братьям Иосифа это не нравилось, один вид его раздражал их, но избалованный и заносчивый Иосиф не замечал этого. Однажды ему приснился сон, и он стал рассказывать его братьям: «Вот мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». «Неужели ты будешь царствовать над нами?» — вскричали -братья и возненавидели его еще больше.

В следующий раз ему приснилось, будто ему поклоняются солнце, луна и одиннадцать звезд, и он рассказал свой сон отцу и братьям. Тут уж отец не стерпел: неужели все придут поклоняться этому мальчишке? А братья сначала задумали его убить, но, не решившись на такое злодеяние, тайком от отца продали его в рабство. Иосиф попал в Египет, сделался там домоправителем у придворного, потом его оклеветала жена этого придворного, так как он не ответил на ее любовные домогательства. И вот он попадает в тюрьму и оказывается в компании бывшего фараонова хлебодара и виночерпия и берется истолковать приснившиеся им ночью сны. В романе Томаса Манна этому толкованию предшествуют глубокомысленные сентенции Иосифа, ироничные, во многом парадоксальные, но весьма и весьма меткие. Сначала Иосиф объясняет своим товарищам по несчастью, что он вполне сведущ в этой области, ибо в его роду и в его семье никогда не было недостатка в многозначительных снах. Его отец увидел однажды в дороге первостепенной важности сон, навсегда наложивший на него печать достоинства. Да и он сам в предшествующей своей жизни сталкивался со снами настолько часто; что братья даже дали ему кличку Сновидец.

Но видеть сны и толковать сны — это разные вещи, сомневаются хлебодар и чашник. Не совсем разные, возражает Иосиф, сновидец и толкователь только с виду существуют сами по себе, а на деле они неразделимы и даже тождественны. «Кто видит сон, тот и толкует его, а кто хочет его толковать, тот должен прежде всего его увидеть. Вы жили в роскошных условиях избыточного разделения дел, господин хлебный князь и ваше превосходительство чашник, поэтому сны видели вы, а толковать их вы предоставляли домашним пророкам. По сути же и по природе вещей каждый сам себе толкователь сна, и чужими услугами в этом деле он пользуется только изящества ради. Я открою вам тайну сновидений: толкование предшествует сну, и наш сон вытекает из толкования. Недаром человек отлично знает, когда толкователь неверно толкует ему его сон, недаром кричит: «Убирайся, недотепа! Я найду себе другого толкователя, который скажет мне правду!»

Виноградная лоза приснилась виночерпию, а на ней три ветви. Лоза развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды. Виночерпий взял ягод, выжал их в чашу и подал еe фараoну. «Три ветви — это три дня, говорит Иосиф.- Через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твoе, и ты подашь чашу фараонову в руку егo, по прежнему обыкновению…». Исстолковав сон, Иосиф просит виночерпия в подходящую минуту замолвить за негo словечко перед фараоном.

Хлебодару приснились три корзины, он несет их на голове. В верхней корзине пища фараонова, и птицы Hебесные клюют ее. «Через три дня!,- говорит Иосиф, фараон снимет с тебя голову твою, и повесит тебя на дереве, и птицы небесные будут клевать плоть твою от тебя».

Нечего и говорить, что виночерпий забыл про Иосифа и не вспоминал целых два года. Но однажды фараону приснилось, что он стоит у реки, а из реки выходят семь коров, «хороших видом и тучных плотью», и пасутся в тростнике. После них из реки выходят еще ceмь коров, «худых видом и тощих плотью». Toщиe коровы стали на берегу подле тучных коров и съели их. Проснулся фараон, заснул опять и приснился ему другой сон: на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших: после них выросло семь колосьев, тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных.

Пробудился фараон и понял, что ему приснились сны, полные глубокого смысла и нуждающиеся в немедленном толковании. Тотчас призвал он всех волхвов Египта, но не нашлось никого, кто растолковал бы фараону его сны. Тут хлопнул себя по лбу главный виночерпий; фараон пocылает за Иосифом и рассказывает ему свои сны. Тот прежде всего замечает, что и коровы и колосья — это все один сон. «Так я и думал!» — восклицает фараон в романе. А Иосиф объясняет дальше, что это боги возвещают фараону будущее его страны. «Cемь коров хороших это семь лет и семь колосьев хороших это семь лет. И семь коров тощих и худых это семь лет, и семь колосьев, тощих и иссушенных, это семь лет голода. Наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской, а после них настанут ceмь лет голода… »

Что же делать? А вот что. Фараон должен найти мужа разумного и мудрого, поставить его над землей Египетской, и поручить ему собирать каждый год одну пятую урожая, про запас, чтобы, когда наступит голод, египтяне не были застигнуты врасплох, а смогли бы и сами прокормиться, и другим народам продать хлеб с выгодой. «И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа… И поставил его над всею землей Египетской».