Схема доктора Картрайт

Доктор Розалинда Картрайт из Иллинойского университета рассказывает, например, что испытуемые в ее лаборатории видят сны в симфонической последовательности. Первый и самый короткий сон — это увертюра. Он протекает в настоящем и часто отражает то, о чем человек думал перед сном. Этот сон обычно задает настроение и тему для последующих. Второй и третий сны могут касаться прошлого, но обрамлены они эмоциями настоящего. Четвертый еще более углублен в прошлое, а пятый, обычно последний, включает в себя элементы всех предыдущих и сплетает их все вместе в некий апофеоз. Все выглядит так, словно мозг выбирает себе лейтмотив для целой ночи и в течение всего сна создает на эту тему композиции.

Схема доктора Картрайт в общих чертах напоминает нам схему, предложенную информационной теорией. Там некая информация отбирается, классифицируется, а затем подвергается окончательной обработке и отделке. Тут тоже все начинается с отбора — выбирается тема, отбираются для ее разработки элементы близких и далеких воспоминаний. Элементы группируются в различные сочетания, освещаются и рассматриваются со всех сторон (классификация) и наконец выстраиваются для общего парада, сливаясь в апофеозе (окончательная отделка). Но что кроется за этой схемой? Чем руководствуется мозг при выборе темы и элементов для ее разработки? Почему из бывалых впечатлений создаются комбинации небывалые?

В самом деле, почему? Почему немецкому химику Фридриху Августу Кекуле снится не структурная формула бензола, которую он ищет около десяти лет, а огненная змея, пожирающая свой хвост? И Кекуле должен догадываться, что это не змея, а долгожданное бензольное кольцо? Впрочем, он нисколько не удивлен и не раздосадован. Он счастлив и воспринимает свое видение как естественное. «Мой умственный взор, искушенный в видениях подобного рода, различал теперь более крупные образования…» — вспоминал он впоследствии, подразумевая под образованиями цепочки, в которые соединились плясавшие в отдельности огненные aтомы. Искушенный в видениях подобного рода! Да кто из нас не искушен в них и кто хоть раз удивился им! Мы можем испугаться своих видений, можем наслаждаться ими, но они не изумляют нас. Это чувство посещает нас только в состоянии бодрствования.

Возможно, этот пробел в ночных эмоциях объясняется тем, что во всех снах мы главные действующие лица, все они про нас и больше ни про кого. Мы сами драматурги своих снов, их режиссеры, художники, актеры и зрители, все в одном лице. Диалоги наших сновидений — одна театральная форма; всякий сон — это откровенный или завуалированный разговор с самим собой и о самом себе. Мы не удивляемся во сне потому, что все чудеса, которые мы видим, не что иное, как наши собственные мысли, ощущения и влечения. Часто ли в состоянии бодрствования мы удивляемся себе? Нет, это чувство порождается тем, что находится вне нашей личности и нам не принадлежит.

«Мы часто думаем, что во сне видим большие нелепости, — пишет в «Психологических заметках» В. Ф. Одоевский,- при большем внимании нельзя не заметить, что сии нелепости суть… лишь несообразности с нашими обыкновенными понятиями… во сне представляются соединения предметов, по-видимому, невозможные, но имеющие некоторое название. Я видел однажды некоторое существо, которое было соединением смерти, темноты и минорного аккорда, при пробуждении выразить словами возможность этого соединения нельзя, но во сне оно было, понятно и имело имя, следственно, есть возможность для совершенно других понятий, какие мы имели в здешней жизни, и есть для сих понятий язык, нам не известный».

Что такое психоанализ? Спросите у психоаналитика!Иногда язык поддается переводу, и человек понимает, откуда берутся «невозможные» соединения предметов. Вспомним хотя бы Мори с его гильотиной. На одной из знаменитых картин Сальвадора Дали изображена спящая женщина; подле нее лежит гранат, над ним вьется пчела. Женщина слышит жужжание пчелы, а ей снится, что на нее набрасываются тигры, в тело ее вонзается штык, а неподалеку шагает слон на паучьих ножках. Картина называется «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

В 1887 году в «Русской мысли» был напечатан отрывок из романа Григоровича «Петербург прошлого времени». Отрывок назывался «Сон Карелина». Прочитав eгo, Чехов написал Григоровичу письмо. В нем он выражает свое восхищение тем, как замечательно верно передал Григорович мозговую работу и общее чувство спящего человека; об этом он судит на основании своих снов, которые видит часто. «Когда ночью спадает с меня одеяло,- рассказывает он,- я начинаю видеть во сне громадные склизкие камни, холодную осеннюю воду, голые берега — все это неясно, в тумане, без клочка голубого неба; в унынии и тоске, точно заблудившийся или покинутый, я гляжу на камни и чувствую почему-то неизбежность перехода через глубокую реку; вижу я в это время маленькие буксирные пароходики, которые тащат громадные барки, плавающие бревна, плоты и проч. Все до бесконечности сурово, уныло и сыро. Когда же я бегу от реки, то встречаю на пути обвалившиеся ворота кладбища, похороны, своих гимназических учителей… И в это время весь я проникнут тем своеобразным кошмарным холодом, какой немыслим наяву и ощущается только спящим… Он очень рельефно припоминается, когда читаешь первые страницы Карелина… где говорится о холоде и одиночестве могилы.
Ощущая во сне холод, я всякий раз вижу людей. Лица снятся, и обязательно несимпатичные мне, например, всегда при ощущении холода снится один благообразный и ученый протоиерей, оскорбивший мою мать, когда я был мальчиком, снятся злые, неумолимые, интригующие, злорадно улыбающиеся, пошлые, каких наяву я почти никогда не вижу. Смех в окнах вагона — характерный симптом карелинского кошмара. Когда во сне ощущаешь давление злой воли, неминуемую гибель от этой воли, то всегда приходится видеть что-нибудь вроде подобного смеха. Снятся и любимыe люди, но они обыкновенно являются страдающими заодно со мною.

Koгда же мое тело привыкает к холоду или кто-нибудь из домашних укрывает меня, ощущение холода, одиночества и злой воли постепенно исчезает… Я начинаю уже чувствовать, что как будто хожу по мягким коврам или по зелени, вижу солнце, женщин, детей…

Сильно бросается в глаза также и одна подмеченная Вами естественность: видящие сны выражают свои душевные движения именно порывами, в резкой форме, по-детски… Это так верно! Сонные плачут и вскрикивают гораздо чаще, чем бодрствующие… »

В черновике письма после этих слов была такая фраза: «Это объясняется, вероятно, отсутствием во сне «задерживающих центров» [и] побуждений, заставляющих скрытничать…»

Глубоко верная мысль!