Понятийная организация

Если людям как следует потренироваться (сделать порядка нескольких тысяч попыток), то возрастные различия сокращаются или исчезают вообще (см. Rogers, 2000).Самое краткое объяснение заключается в том, что практика если не оттачивает способность, то по крайней мере облегчает выполнение задачи, а сокращение времени реакции означает, что пожилые обладают достаточными возможностями обработки информации для выполнения данного задания.
Ситуация аналогична обучению езде на мотоцикле или вождению автомобиля: сначала все внимание поглощено тем, как рулить и т. д., но с опытом такие вещи перестают требовать столь повышенного внимания, освобождая его для других целей.
Как время реакции измеряет непосредственную реакцию мозга на стимулы, так понятийная организация описывает способность рассматривать объекты на абстрактном уровне, чтобы раскрывать основные правила и принципы.
Понятийная организация часто оценивается с помощью использования фигур и символов, правила классификации которых определяются экспериментатором, а задача испытуемого заключается в том, чтобы выявить эти правила (например, «фигуры сгруппированы по цвету, без учета их форм и размеров» или «все фигуры сгруппированы по цвету и по форме» и т. д.). Исследователи показали, что во многих случаях у пожилых возникают трудности с выполнением такого рода заданий (см. Filoteo and Maddox, 2004).
Впрочем, классификацию можно применять к окружающему миру. Например, человек, песчанка и слон различаются по форме, но на абстрактном уровне они все являются примером млекопитающих. Кроме того, пословица «люди, живущие в стеклянном доме, не должны бросаться камнями» может иметь значение только для владельцев оранжерей, если она не рассматривается на символическом уровне.
Впрочем, исследования показали, что во многих случаях пожилые люди испытывают затруднения при переходе от конкретного к абстрактному. Однако Альберт, Даффи и Нэсер (Albert, Duffy and Naeser, 1987), показали, что пожилые люди хуже интерпретируют смысл пословиц (в ходе эксперимента участникам предлагалось ответить без посторонней помощи или давался тест с выбором ответов). Возможно, результаты Альберта и др. можно отнести на счет эффекта когорты.
Однако как отмечалось выше, также возможно, что кристаллизованный интеллект является менее «стойким» по отношению к старению, чем предполагается большинством исследователей.