Распределенное внимание

Важно отметить, что влияние избирательного внимания, подобно другим формам внимания, выходит за пределы задач, которые явно концентрируются на точном задании на внимание.Мы используем внимание при решении самых разнообразных повседневных задач (например, было бы невозможно прочитать это предложение, если бы мы не были внимательны к тому, что здесь написано, а рассматривали бы его просто как зрительный образ).
Таким образом, исследование внимания — это больше, чем наблюдения за тем, как участники эксперимента выполняют лабораторные задания (даже если после нескольких часов чтения материалов на данную тему фанатичному наблюдателю эта тема может казаться единственным его содержанием). Например, Висконтас и др. (Viskontas et al., 2004) показали, что у пожилых способность к вниманию в значительной степени коррелирует с другими когнитивными способностями. То, что происходит со вниманием, часто указывает на общий уровень работы мозга пожилого человека.
Распределенное внимание обозначает способность одновременно уделять внимание нескольким источникам информации и обрабатывать их. Многие задания на оперативную память (см. главу 3) попадают в эту категорию. Вероятно, самый известный метод оценки распределенного внимания — это дихотическое прослушивание. С помощью стереонаушников испытуемому подаются разные сигналы на разные уши. Обычно участник должен сказать, что он слышит каждым ухом.
Многие исследователи показывали, что пожилые люди малоуспешно выполняют это задание (Horn, 1982; Salthouse, 1985). Было обнаружено, что недостаток появляется в основном при выполнении заданий, где требуется распределять внимание между двумя и более источниками (Lajoie et al., 1996; Vaneste and Pouthas, 1999). Были выдвинуты различные теории для объяснения этого явления. Солтхаус (Salthouse, 1985) утверждает, что оно является еще одним проявлением эффекта «возраст х сложность».
Это имеет два основания: во-первых, в более простых заданиях на внимание (например, на поддерживаемое внимание) возрастные различия менее ярко выражены; во-вторых, если информационная нагрузка уменьшается, то и возрастные различия также уменьшаются (Albert, 1988). Почему эффект «возраст х сложность» должен обнаруживать себя, объяснить намного труднее.
Например, его нельзя рассматривать как еще одно проявление общего замедления (Brink and McDowd, 1999; Lowe and Rabbitt, 1997; Wickens et al., 1987). Солтхаус (Salthouse, 1985) показал, что пожилые люди, так же как и молодые, способны переключать и удерживать внимание в заданиях на распределенное внимание, — следовательно, обе возрастные группы используют одни и те же рабочие приемы.
С учетом этих выводов можно предположить следующее: в связи с общими нарушениями функционирования центральной нервной системы пожилые люди не могут одновременно уделять внимание тому количеству источников, которое они могли обрабатывать в молодости. Это также подтверждается имеющимися данными: Солтхаусом (Salthouse, 1985; см. в особенности главу 7) приводит более подробное и пространное специальное доказательство в пользу этого. Между тем (опять-таки специальный) метаанализ исследований, проведенный Верхагеном и др., (Verhaeghen et al., 2003), свидетельствует против единого общего фактора замедления реакции.