Неврологический уровень дисфункции в лобных отделах
На неврологическом уровне дисфункции в лобных отделах (тесно связанных с вниманием) также могут играть важную роль (Lowe and Rabbitt, 1997; Woodruff- Pak, 1997), особенно неспособность мозга эффективно отделять нервные сигналы друг от друга (обзор см.: Woodruff-Pak, 1997).Тэта и др. (Gaeta et al., 2001) провели эксперимент, в котором участники должны были игнорировать сигнал (чистый тон) левым ухом и реагировать лишь на чистый тон, поступавший в правое ухо. Тон, поступавший в левое ухо, имел, как правило, частоту 700 Гц, однако время от времени становился чуть ниже (650 Гц) или значительно ниже (500 Гц).
Тон, поступавший в правое ухо, имел частоту 1500 Гц и две разные интенсивности (участ-никам эксперимента надо было определить интенсивность тона, поступавшего в правое ухо). Если тон, подававшийся в левое ухо, имел частоту существенно ниже 500 Гц, он мешал восприятию тона правым ухом, и это восприятие становилось еще хуже, когда между подачей тонов в левое и правое уши делался небольшой интервал. Такие данные были получены у каждого участника эксперимента, но у старших по возрасту показатели были значительно хуже.
Авторы пришли к выводу, что подобное отставание указывает на дисфункцию лобных долей (см. также Gaeta, Friedman and Ritter, 2003). В сущности, старшие участники эксперимента утратили точность и скорость функций, необходимых для поддержания того уровня контроля над процессами внимания, который свойствен молодым.
Также можно показать, что уровень тревоги по-разному оказывает влияние на распределенное внимание пожилых при выполнении ими задания. Хоган (Hogan, 2003) установил, что более пожилые люди с повышенным уровнем тревожности существенно отставали в выполнении заданий на распределение внимания. У более молодых участников эксперимента подобного эффекта не наблюдалось. Впрочем, этот эффект не был установлен на уровне моторики, что позволяет предполагать, что он имеет относительно специфический характер.
Таким образом, представляется, что существует несколько возможных объяснений того, почему результаты пожилых в заданиях на распределение внимания ухудшаются, и, конечно же, отсутствует ясность в вопросе о том, какая из этих тео-рий «главная». Вероятнее всего, как это бывает со значительной часть публикаций по когнитивным проблемам в пожилом возрасте, поиск некого единого фактора породил молчаливую уверенность в том, что «должно» существовать лаконичное объяснение всему, что происходит с интеллектом при старении.
Разумеется, с большей долей вероятности может оказаться, что спад объясняется рядом более или менее независимых факторов. Например, Гласс и др. (Glass et al., 2000) высказали предположение, что спад может быть обусловлен тремя факторами: общим спадом, спадом, специфическим для данного задания, а также тем, что пожилые склонны быть более осторожными в выборе стратегий для выполнения заданий.
Впрочем, следует отметить, что возрастные различия достоверно установлены только в тех исследованиях, где участники экспериментов имели относительно небольшой опыт выполнения данного задания.