Старение означает спад

Чарльз Дарвин — классический тому пример. Кроме того, наиболее выдающиеся люди делают основной вклад в своей области до наступления старости. Большинством пик творчества достигается к сорока годам.Это касается как математики, химии, так и сочинения музыкальных произведений. Важно отметить, что «великая» и «рутинная» части работы обычно выполняются вместе. Другими словами, в плодотворный период творческий человек создаст то же соотношение хорошей и посредственной работы, какое будет в относительно непродуктивные периоды — следовательно, коэффициент качества остается практически неизменным (Simonton, 1990).
Творческие способности исчезают у большинства людей к шестидесяти годам (Rebok, 1987). Хотя публиковались работы о том, что творческие способности развиваются на протяжении всей жизни (например, Reed, 2005), следует отметить, что их авторы часто основываются на субъективных показаниях и самооценках, а не на более объективных критериях.
Однако это верно не для всех, и Батлер (Butler, 1967) горячо возражал против этой точки зрения, приводя в пример многочисленные шедевры, созданные людьми в старости. Например, Тициан продолжал писать картины, когда ему было уже за девяносто, и большинство критиков согласятся с тем, что его поздние работы значительно превосходят ранние. Тем не менее Батлер приводил выдающиеся исключения. Для большинства творческих людей старение означает спад.
Можно утверждать, что сенсорное и физическое изменения, вызванные старостью, влияют на творческих людей особенно сильно, потому что им более других необходимо точное, подробное и постоянное по силе восприятия вйдение мира (Rebok, 1987). Несомненно, это так в некоторых областях творчества, где хорошее физическое состояние является обязательным. Оперные певцы и артисты балета никогда не достигают пика в старости (но при этом некоторые танцоры балета продолжают выступать, когда им уже за 35).
Тем не менее для большинства творческих людей нужно искать другое объяснение, поскольку существует большой список тех, кто добился успеха, несмотря, а иногда и по причине физической неспособности. Например, хорошо известно, что Бетховен стал глухим в старости, и этот факт может объяснить некоторые новшества в его поздних произведениях, когда он был вынужден опираться на воображаемый мир звуков. Малер страдал от плохой работы сердца, что, вероятно, способствовало появлению чувства страха в его последней работе (фактически неровный ритм его сердца отразился во вступлении к его Девятой симфонии).
Стивен Хокинг, вероятно самый известный из современных физиков-теоретиков, почти полностью парализован болезнью двигательных нервов — состояние, которое, по его собственному признанию, побуждает его думать о своей работе. Одним словом, существует множество до-казательств того, что на творческие способности не обязательно влияет даже более серьезное физическое ухудшение, чем свойственное нормальному старению. Точно так же нельзя приписывать общее снижение интеллекта исключительно следствиям старения по двум основным причинам.
Во-первых, потому что, как мы видели у Альпо и Биррена (Alpaugh and Birren, 1977), возрастные различия в творческих способностях существуют, даже когда уровни интеллекта соответствуют друг другу. Во-вторых, уровень интеллекта в любом случае плохо прогнозирует творческие способности (Hudson, 1987). Следовательно, нужно искать другое объ-яснение.