Творческие способности в старости
Вместе с интеллектом действуют творческие способности. Исследователи разошлись во взглядах на то, как лучше описать эти способности, однако большинство единодушны: чтобы действие было творческим, оно должно быть новым и соот-ветствовать ситуации.Лучший способ продемонстрировать значение этого — рассмотреть типичный тест на творческие способности. Испытуемому дается кирпич и предлагается придумать как можно больше вариантов его применения. Существует два типа ответов, которые классифицируются как «нетворческие». Первый — уместен, но традиционен (например, «использовать его для постройки дома»).
Второй — новый, но не соответствует (например, «использовать его, чтобы вылечиться от бессонницы, стукнув себя по голове»). Творческим будет ответ вроде «соскоблить поверхность кирпича, чтобы получить красный порошок» (т. е. нечто новое и подходящее). О людях, которые создают много творческих ответов, говорят, что они способны к дивергентному мышлению (т. е. при наличии простой ситуации они могут создавать ответы, которые «не вписываются» в контекст традиционного мышления).
Исследования показали, что пожилые люди хуже справляются с заданиями на дивергентное мышление. Можно утверждать, что это происходит из-за общего снижения интеллекта. Однако возрастные различия остаются даже тогда, когда пожилые и молодые участники соответствуют друг другу по уровню интеллекта и образования (Alphaugh and Birren, 1977; МсСгае, Arenberg and Costa, 1987).
Среди людей, которые всегда отличались творческими способностями, это различие может быть гораздо меньше или может вообще отсутствовать (Crosson and Robertson-Tchabo, 1983). Кроме того, Сассер-Коэн (Sasser-Coen, 1993) утверждал, что дивергентное мышление становится менее важным в процессах творчества, когда люди становятся старше, оно замещается накопленным личным опытом.
Важное замечание по поводу данных, полученных в упомянутых исследованиях, было сделано Симонтоном (Simonton, 1990) и независимо от него Хендриксом (Hendricks, 1999): пригодность тестов на дивергентное мышление наряду с другими психоме-трическими критериями является спорной, и их результаты нельзя рассматривать как достоверные показатели «естественных» творческих способностей.
Другой способ рассмотрения творческих способностей — это биографический подход. По этому методу изучаются жизни известных лидеров в тех областях деятельности, где оригинальность мышления высоко ценится, для того чтобы увидеть, что делало или делает их «лучше» других. Можно взять некоторые обобщения из таких исследований.
Обычно артисты и музыканты обнаруживают свой талант очень рано (например, Моцарт), в то время как ученые обычно достигают 20 лет, прежде чем проявляют признаки выдающихся способностей. Кроме того, ученые зачастую являются компетентными, а не выдающимися студентами, до тех пор пока область специализации, в которой они превзойдут коллег, не захватит их целиком (Hudson, 1987).