Метапамять и старение

До какой степени могут пожилые люди оценивать свои ментальные способности? Возможно, ответ на этот вопрос зависит в большой степени от типа рассматриваемой памяти.Одним из способов оценки собственной способности помнить является метазнание, или чувство знания (43). В типичном ЧЗ-эксперименте участникам нужно предложить вопрос, затем спросить, насколько они уверены, что их ответ — правильный. Например, участник может столкнуться со следующим заданием.
ВОПРОС: Что такое панголин?
НАСКОЛЬКО ВЫ УВЕРЕНЫ В ПРАВИЛЬНОСТИ СВОЕГО ОТВЕТА
НА ДАННЫЙ ВОПРОС?
1. Полная догадка.
2. Догадка, основанная на фактах.
3. Достаточно уверен.
4. Совершенно уверен.
ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ.
Некоторые исследователи показали, что участники довольно точны в своих суждениях. То есть чем больше они уверены в том, что они правы, тем больше вероятность того, что они правы (хотя любопытным исключением является память очевидца, где результаты 43 не связаны с точностью; см. Perfect and Hollins, 1999). Складывается впечатление, что возрастные различия не влияют на точность 43 (например, Allen-Burge and Storandt, 2000; Fozard, 1980; Perlmutter,
1978). Тем не менееу хотя дело может обстоять именно таким образом, пожилые люди не обязательно верят данному им ответу. Например, Камп (Camp, 1988) замечал, что пожилые люди считают, что их семантическая память ухудшилась. Другие исследователи связывают 43 с уровнем уверенности владения материалом, который необходимо запомнить.
Например, Маркие и Юэ (Marquie and Huet, 2000) показали, что уровни 43 у пожилых участников эксперимента были ниже, чем у молодых, только в отношении информации, связанной с вычислениями, но не слишком различались в плане общих знаний. Возможно, это часть более явной тенденции пессимистически оценивать старость, поскольку исследователи давно пишут о снижении уверенности в своих силах у пожилых участников экспериментов (например, Botwinick, 1976).
Влияние старения почти не проявляется при оценке относительно абстрактных характеристик памяти, таких как принятие решения о том, какие типы НДЗ- объектов легче всего запомнить и какие мнемонические стратегии для этого использовать (Perlmutter, 1978). Тем не менее другие аспекты метапамяти показывают ухудшения, связанные с возрастом.
В основном возрастные различия появляются, когда: а) просят оценить незаконченный акт памяти или б) требуется глобальная оценка о прошлом и будущем поведении. Более того, как мы увидим ниже, методологические проблемы с тестированием последнего в любых обстоятельствах весьма затрудняют интерпретацию большей части литературы по этим исследованиям.