Пример незавершенного акта памяти

Основным примером незавершенного акта памяти является состояние «вертится на языке» (ВЯ) (для читателей, которые будут рассматривать эту проблему глубже, отметим, что некоторые исследователи классифицировали ВЯ-состояние скорее как часть семантической памяти, чем метапамяти).Это знакомо большинству людей. Слово, которое человек ищет, не может быть воспроизведено целиком, человек может помнить только его некоторые признаки, такие как первая буква, число слогов, похожие по звучанию слова и т. д. Браун и Макнейл (Brown and McNeill, 1966) были первыми, кто тщательно исследовал это явление, давая участникам определения малоизвестных слов и прося назвать эти слова. Зачастую участники либо называли слово, либо не знали его совсем, но в некоторых случаях порождалось ВЯ-состояние.
Обычно участники действительно могли назвать детали слова (например, в 57% случаев они определяли первую букву). ВЯ-состояние — это всего лишь раздражение, когда человек не может определить редкие слова. Однако если это явление проникает в повседневную речь, то это уже потенциальный дефект. Берк и др. (Burke, Worthley and Martin, 1988) решили изучить ВЯ-состояние у пожилых людей отчасти потому, что пожилые участники проводимого эксперимента жаловались на то, что это явление составляет для них проблему. Действительно, пожилые люди в большинстве своем плохо помнят слова, особенно имена (Crook and West, 1990).
Берк и др. просили своих испытуемых записывать в ежедневнике обо всех случаях ВЯ в течение четырех недель, фиксируя все детали слова, которые они пытались вспомнить, находясь в ВЯ-состоянии, и находили ли они когда-нибудь это слово (т. е. устранялось ли ВЯ-состояние само собой). Берк и др. обнаружили, что пожилые участники со-общали значительно о большем количестве ВЯ-состояний, чем молодые, хотя в доле устраненных ВЯ-состояний нет никаких различий (более чем в 90% случаев воспроизводили искомое слово).
Однако, находясь в ВЯ-состоянии, молодые участники могли сообщить значительно больше деталей слова (это явление повторилось у Maylor, 1990b). Дальнейшие исследования показали, что у более молодых ВЯ-состояния содержат больше информации и ближе к порогу узнавания, чем у пожилых. Например, Уайт и Эбрамс (White and Abrams, 2002) установили, что, когда участникам эксперимента задавали вопросы на общую осведомленность, которые содержали обобщения, связанные с ВЯ-состояниями, фонологическая основа (т. е. начальный звук слова, которое отыскивают участники эксперимента) снимала ВЯ-состояние у молодых, но не у пожилых.