Объяснение когнитивных изменений в старости

Исследователи установили, что знание, очевидно, защищает испытуемых от повышенных нервных шумов (см. главу 1), но не от потери клеток коры головного мозга.Это, возможно, поможет объяснить результаты работы Ротермунда и Брандштэтера (Rothermund and Brandstater, 2003), которые в ходе лонгитюдного исследования установили, что компенсаторные стратегии все активнее использовались участниками эксперимента, пока те не достигли 70-летнего возраста, а затем показатели использования этих стратегий пошли на спад. Кроме того, даже при самом полном их использовании, компенсация может оказаться не вполне эффективной.
Например, Чарнесс и др. (Charness et al., 2001) провели исследование, в котором трем группам машинисток — молодым, среднего и пожилого возраста, — среди которых были и новички в профессии, и опытные работницы, дали задание освоить новую программу редактирования. Что касается новичков в профессии, то более молодые участники эксперимента обучились быстрее и к концу периода обучения запомнили больше информации.
Что касается опытных участниц, то старшая группа лишь минимально отличалась от более молодых групп в плане того, что они освоили и запомнили. Таким образом, есть экспериментальное подтверждение того, что опыт выступает в качестве компенсации спада, связанного с возрастом. Вместе с тем темпы обучения в старшей группе оказались значительно более медленными. Следовательно, у компенсации есть свои пределы.
Если теория невостребованности не может предоставить исчерпывающее объяснение когнитивных изменений в старости, то какова альтернатива? Теория, которая зачастую противопоставляется теории невостребованности, утверждает, что спад при старении происходит в силу биологического замедления процессов жизнедуятельности, а это, в свою очередь, приводит к замедлению и снижению эффективности мыслительных процессов. Чтобы полностью разобраться в этом споре, нам сначала необходимо сделать отступление и подумать, как можно замерить это замедление.
Время реакции
Время реакции, или ВР, — это время, которое требуется человеку для ответа на появившийся стимул: чем меньше время реакции, тем быстрее человек отвечает (и наоборот). Очевидно, что иметь меньшее время реакции выгодно. Более быстрая реакция помогает спортсменам и может определить выбор между жизнью и смертью для водителя автомобиля. Другие примеры важности этого фактора не столь драматичны, но также занимают одно из важнейших мест в повседневной жизни. Например, скорость, с которой человек обдумывает ответ на вопрос, или же время, необходимое на распознавание голоса, лица или знакомого изображения, — все это примеры роли времени реакции.
При любых условиях, если есть восприятие чего-либо и отклик на это, мы сталкиваемся со временем реакции. Таким образом, время реакции — это длина временного промежутка между действительностью и ее восприятием человеком. Большинство исследований на время реакции огра-ничивались более глобальными проблемами, такими как время, необходимое для простого ответа на простой стимул.
Классические эксперименты на время реакции проводятся в двух основных формах. Первая — исследование времени простой реакции (ВПР). Это мера того, насколько быстро человек реагирует, когда существует только один стимул и разрешен только один ответ. Обычно ВПР исследуется с помощью задания, в котором человеку требуется нажимать на кнопку каждый раз, когда зажигается лампочка (или аналогичные условия).