Перекрывающее лонгитюдное исследование

Проблема усложняется еще и тем, что оставшиеся участники зачастую значительно улучшают свои результаты в предлагаемых тестах (Salthouse, 1992b). Чтобы опровергнуть очевидную критику, отметим, что это происходит не потому, что участники помнят ответы, которые они давали в прошлом тесте (при повторном тестировании им даются «параллельные версии» теста, в которых используются другие вопросы, но в той же форме и с тем же уровнем сложности).Наоборот, проблема, вероятно, возникает вследствие нескольких факторов. Участники могут привыкнуть к тестированию: другими словами, они чувствуют себя более непринужденно (и следовательно, выполняют задания лучше), у них также появляется опыт участия в психологических тестированиях и т. д. Каковы бы ни были причины этих недостатков, они приводят к тому, что лонгитюдное исследование может давать неверную оценку результатов старения (в то время как метод поперечных срезов преувеличивает эти результаты). Например, Рэббит и др. (Rabbitt et al., 2004) установили, что эффект тренировки существенно маскировал степень деградации в продолжавшемся 17 лет лонгитюдном исследовании пожилых людей. Этот эффект был заметен даже при проведении тестов через 7 лет.
Аналогичным образом Феррер и др. (Ferrer et al., 2004) установили, что эффект тренировки приводил к недооцениванию лонгитюдных изменений. Более того, исследователи установили, что эффект тренировки очевиднее проявлялся при проведении определенных тестов (в случае исследования Феррера и др., в тестах на память он сказывался больше, чем при измерении времени реакции). Это означает, что требуется проявлять особую осторожность при интерпретации результатов, поскольку эффект тренировки может оказаться неодинаковым в различных видах тестов.
Метод, позволяющий исключить вышеперечисленные проблемы, получил название перекрывающее лонгитюдное исследование. По существу, этот метод предполагает тестирование нескольких возрастных групп и затем их повторное тестирование через равные промежутки времени. Приведем простой пример. Предположим, что первое тестирование проводилось для групп людей в возрасте 50, 57, 64 лет и 71 года. Они тестируются, и их результаты сравниваются между группами (метод поперечных срезов). Затем через равные промежутки времени (возьмем, например, промежуток в 7 лет) они тестируются повторно. Следовательно, при втором тестировании группа, которой было 50, теперь в возрасте 57 лет, группе 57-летних теперь 64 и т. д.
Результаты второго тестирования опять сравниваются между возрастными группами, но, кроме этого, результаты каждого участника сравниваются с его результатами в предыдущем тесте по методу лонгитюдного исследования (например, результаты людей, которые были в возрасте 71 года при втором тестировании, можно сравнить с их же результатами в возрасте 64 лет при первом тестировании).