Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта

До сих пор интеллект преимущественно рассматривался как единое понятие. Однако что можно сказать о кристаллизованном и подвижном интеллекте? Как это отмечалось выше, подвижный интеллект ухудшается, в то время как кристаллизованный интеллект не поддается разрушительному воздействию времени.Эта точка зрения нашла свое подтверждение в широко известном исследовании Хорна и Кеттелла (Horn and Cattell, 1967): они показали возрастное снижение подвижного интеллекта, в то время как результаты тестов на кристаллизованный интеллект оставались неизменными. Однако исследователи, возможно, неверно установили возраст, в котором начинается снижение, скорее всего, из-за влияния эффектов когорты.
Сиэтлские данные Шайе свидетельствуют, что компоненты РМА-теста, которые сложились, практически не подвергаются воздействию при старении, в то время как подвижный интеллект начинает заметно снижаться примерно с 65 лет. Последующие исследования почти единогласно поддерживали Шайе. Например, Каннинхэм, Клэйтон и Овертон (Cunningham, Clayton and Overton, 1975) показали, что молодые люди имели значительно более высокие результаты при проведении простого теста на подвижный интеллект (прогрессивные матрицы Равена), чем пожилые люди, в то время как возрастные различия в вербальных тестах на кристаллизованный интеллект были незначительны. Хайслип и Стернс (Hayslip and Stems, 1979) обнаружили похожие результаты при использовании набора тестов на кристаллизованный и подвижный интеллект.
Аналогичный вывод сделали Рэббитт и др. (Rabbitt et al., 2004), которые в процессе лонгитюдного исследования обнару-жили ускоренное снижение подвижного интеллекта, но не выявили существенного уменьшения словарного показателя для кристаллизованного интеллекта. Результаты Зингера и др. (Singer et al., 2003b) подтверждают результаты Рэббитта и др., по крайней мере до достижения участниками эксперимента 90-летнего возраста. Аналогичные данные приводит и Солтхаус (Salthouse, 1992а), который проанализировал большое количество исследований с тестами на подвижный интеллект и заново провел шкалирование результатов у пожилых людей. Он обнаружил, что показатели пожилых людей были в среднем на 1,75 с. к. о. (среднее квадратическое отклонение) ниже, чем среднее значение для молодых людей (цифры экстраполированы из Salthouse, 1992b).
Это очень большое различие. Рассмотрим его объективно: если ребенок или подросток набирает баллов на 2 с. к. о. ниже среднего значения для группы его возраста в тесте на интеллект, то он или она рассматриваются как потенциально нуждающиеся в корректирующем обучении.