Зрительное маркирование

Мэйлор и Лэви (Maylor and Lavie, 1998) поставили перед участниками эксперимента задачу выявить цель, находившуюся в группе букв, выведенных на дисплей. Было установлено, что, по сравнению с более молодыми взрослыми, пожилые участники эксперимента больше реагировали на отвлекающие объекты в тех случаях, когда приходилось делать выбор не из большего числа букв, а из меньшего.Этот результат представляется любопытным, но последующее исследование Мэддена и Лэнгли (Madden and Langley, 2003) не смогло установить возрастные различия вследствие изменения зрительной нагрузки.
На момент создания данной книги эта проблема оставалась неразрешенной. Впрочем, складывается впечатление, что в случае исследований эффектов пространственного положения, о которых речь шла выше, некоторые данные по влиянию старения на зрительный поиск в большой степени зависят от организации эксперимента.
В самом деле, в литературе описаны и другие примеры того, как использование слегка отличного метода тестирования или даже повторный анализ данных с помощью иной методики позволяет получить существенно иные результаты (см. Cornelissen et Kooijman, 2000). В конечном счете эти данные заставляют нас усомниться в том, что измерения внимания характеризуют истинные психологические явления, а не отражают артефакты использованных экспериментов. Известно, что зрительный поиск при некоторых условиях может быть облегчен с помощью зрительного маркирования. Этот термин описывает явление, когда возможность затормозить восприятие старых предметов (в сущности, игнорировать их) ускоряет поиск.
Ватсон и Мэйлор (Watson and Maylor, 2002) установили, что зрительное маркирование у взрослых более молодого возраста распространялось как на движущиеся, так и на неподвижные объекты, в то время как у пожилых это явление обнаруживалось только в том случае, если объекты не двигались. Авторы делают вывод (и не удивительно), что это нельзя объяснить гипотезой единой причины, и утверждают, что процессом внимания управляют различные факторы в зависимости от характера расположения предметов.
С известными оговорками можно утверждать, что в этом может играть роль простой мотивационный фактор, а пожилые просто прекращают попытки тщательно использовать ту информацию, которая не останется неизменной (как мы увидим в главе 7, идея о том, что пожилые могут играть по другим правилам, вовсе не является досужим вымыслом). Еще одним вспомогательным приемом является субитизация — способность определять количество предметов «сразу», не пересчитывая их.