Задание на свободное припоминание

Кроме того, Саймонс и др. (Simons et al., 2004) обнаружили, что пожилые значительно хуже припоминали специфическую контекстную информацию (кто из четырех человек назвал объект, необходимый для запоминания) и частную контекстную информацию (пол человека, который назвал объект, необходимый для запоминания).Данные, собранные Саймонсом и др., указывают на то, что память на специфическую и частную информацию страдает одинаково.
В связи с данной проблемой отметим, что пожилые также не могут стирать не относящуюся к делу информацию. В эксперименте, который они назвали «конкретизированное свободное припоминание», Кахана и др. (Kahana et al., 2005) давали участникам задание на свободное припоминание, но во время фазы припоминания просили участников воспроизвести не только слова, необходимые для запоминания, но и любые другие слова, которые «приходили в голову» (т. е. отвлекали внимание). Участникам эксперимента было предложено нажимать на кнопку в случаях, когда они понимали, что слово является «отвлекателем» внимания. Слова- отвлекатели появлялись и у пожилых, и у молодых участников эксперимента, но определение их смысла пожилыми было значительно хуже.
Даже при допущении, что пожилые хуже выполняют параллельные задачи, например нажатие на кнопку и припоминание слов, результаты исследования Каханы и др. дополнительно указывают на то, что у пожилых эпизодическая память испытывает серьезные проблемы из-за невозможности организовывать и контролировать информацию.
Из подобных исследований следует, что если пожилые менее способны к воспроизведению контекстной информации и более склонны воспринимать «отвлекатели» внимания как цель, то они также более подвержены ошибочным воспоминаниям, — а так и бывает в большинстве случаев, по крайней мере в лабораторных исследованиях (см. Dehon and Bredart, 2004). А это вызывает дальнейшие сомнения в надежности свидетельских показаний пожилых (см. параграф «Свидетельства очевидцев»).
Хотя семантическая и эпизодическая память часто противопоставляются друг другу, похоже, что эти две способности связаны друг с другом, а в пожилом возрасте могут оказаться связанными еще более тесно. В лонгитюдном исследовании, продолжавшемся в течение более пяти лет, Левден и др. (Lovden et al., 2004) установили, что, несмотря на большие колебания за это время в эффективности эпизодической памяти, по сравнению с семантической (это было подтверждено и Nyberg et al., 2003), оба эти типа памяти имеют прочную корреляцию, причем их связь со временем усиливается.
Вероятно, это не удивительно, поскольку известно, что изменения эпизодической памяти быстро влекут за собой общие изменения когнитивных способностей и других процессов в памяти, в частности оперативной памяти (Hertzog et al., 2003). Впрочем, хотя эпизодическая и семантическая память связаны между собой, каждая из них при этом обладает уникальными свойствами (Allen et al., 2002).