Яркость воспоминаний
Напротив, автобиографические воспоминания о самом раннем периоде жизни обычно скудны или не существуют совсем (детская амнезия). Фрейд и его последователи верили, что это вызвано подавлением неприятных воспоминаний и психоаналитических конфликтов, но сейчас считается, что это происходит, потому что маленькие дети не обладают интеллектуальными ресурсами для кодирования восстановимых автобиографических воспоминаний.Проблема, связанная с тем, что помнит человек, — это яркость воспоминаний. Самоанализ показывает, что какие-то воспоминания отчетливее других и в основном более ранние воспоминания воспринимаются как «более туманные», чем не-давние (Cohen and Faulkner, 1988). Это было также зафиксировано Нигро и Ней- сером (Nigro and Neisser, 1983), которые наблюдали, что отдаленные воспоминания обычно воспринимаются, как будто человек был в них лишь сторонним наблюдателем (т. е. как будто наблюдал сам себя), в то время как недавние события воспроизводятся с собственной точки зрения того времени. Более того, Коэн и Фолкнер (Cohen and Faulkner, 1988) обнаружили, что молодые люди и люди среднего возраста подвержены влиянию того, насколько эмоционально наполненным было событие, — чем больше чувство, тем больше яркость воспоминания.
Для пожилых людей самой главной причиной яркости воспоминания было то, насколько часто они думали о событии впоследствии. Коэн и Фолкнер предположили, что из-за того, что старение притупляет яркость воспоминаний, детали могут сохраняться только благодаря частоте повторяемости (точно так же периодически вынимают столовое серебро из буфета для чистки, чтобы оно не потускнело).
Рэбит и Винторп (Rabbitt and Winthorpe, 1988) отмечают, что пожилые люди в большинстве случаев медленнее воспроизводят воспоминания. Фактически они дают менее качественные ответы в тестах на автобиографические воспоминания — скорее неопределенные, чем подробные, например: «Я помню, как я был на пикнике, когда был ребенком», а не «Я помню, как я был на пикнике на равнине Солсбери в день своего семилетия».
Однако Винторп и Рэбит (Winthorpe and Rabbitt, 1988) продемонстрировали, что это происходит не вследствие самого старения, а из-за соответствующего ухудшения в подвижном интеллекте и оперативной памяти (которые используются для того, чтобы следить за тем, что уже сказано и что нужно сказать дальше в рассказе).
В последующих экспериментах этих исследователей было обнаружено, что подробности воспоминаний определяются возрастом, подвижным и кристаллизованным интеллектом (Holland [урожденная Winthorpe] and Rabbitt, 1990; Phillips and Williams, 1997).