Возрастные различия в памяти о намерениях
Однако в других обстоятельствах существуют значительные возрастные различия в памяти о намерениях. Например, Кокберн и Смит (Cockburn and Smith, 1988) обнаружили, что пожилые участники хуже справлялись с тестами, в которых требовалось вспомнить о встрече и передаче послания.Кроме того, Вест (West, 1988) показал, что пожилые люди хуже вспоминали о передаче послания во время эксперимента. Фактически если участники должны вспомнить сделать что-либо в числе других мероприятий, то возрастные различия существуют. Более того, ухудшение, связанное с возрастом, обычно увеличивается вместе с возрастанием сложности задания (Einstein, McDaniel and Guynn, 1992) и/или его требования к вниманию (Einstein et al., 1998). Вопрос, почему пожилые люди должны выполнять некоторые задания на память о намерениях лучше, чем другие, остается открытым. Предполагалось, что пожилые люди лучше справлялись с заданиями, основанными на событиях, чем с заданиями, основанными на времени. Однако данные Мэйлор (Maylor, 1998) не позволяют делать поверхностные выводы.
Она обнаружила значительные возрастные различия в заданиях, требующих от участников опознать портреты известных людей, с компонентом на память о намерениях, содержащим условие де-лать это, надев очки. Таким образом, эксперимент давал большую подсказку, основанную на событии, но тем не менее в ходе его было выявлено возрастное различие.
Кроме того, Парк и др. (Park et al., 1997) утверждают, что в определенных условиях задания, основанные на времени, могут измерять степень контроля времени, а не память как таковую. И наконец, Хенри и др. (Henry et al, 2004) показали, что мо-лодые взрослые значительно превосходят пожилых в задачах, основанных на времени, как и в задачах, основанных на событиях (и в последнем случае возрастные различия существенно увеличиваются, когда потребности в обработке информации увеличиваются).
Возможно, более удовлетворительное объяснение проистекает из наблюдения Крейка и др. (Craik et al., 1995) о том, что задания на память о намерениях стремятся «соответствовать» возрастным различиям в рамках довольно короткого промежутка времени. Следовательно, если попросить человека сделать что-то как часть довольно сложного непрерывного задания, то эта просьба будет забыта скорее, чем, например, просьба вспомнить сделать единичное действие в течение недели.
Сомнительно, измеряют ли относительно долговременные естественные и относительно кратковременные искусственные образцы один и тот же тип памяти о намерениях. Предположим, человека просят сыграть в очень сложную видеоигру типа «убей их» и необходимо каждый раз, когда убиваешь красного монстра, выкрикивать слово «бананы».