Физиология сна

Ни одна область человеческой жизни не служила таким неиссякаемым источником суеверий и неправильных толкований, как сон и сновидения.
На заре своего существования человек не имел истинных знаний об окружающей его природе и ее явлениях и давал им объяснение на основе наблюдений, пользуясь внешним сходством между различными предметами и явлениями.

Неподвижность спящего человека, отсутствие у него реакций на внешние раздражения создавали, по аналогии, представление о сходстве смерти и сна, с той лишь разницей, что, пробуждаясь, человек выходит из состояния сна и приступает к обычной деятельности, состояние же смерти необратимо. Это сходство явилось опорой, а может быть, и основой представления о существовании души, обособленной от тела, лишь обитающей в нем и могущей
покидать его то на время (сон), то навсегда (смерть).

Первобытные люди, бессильные перед природой, наделяли «душой» все ее явления. Так появилось, с одной стороны, представление о богах, с другой — о фантастических существах, якобы населяющих природу, — водяных и леших, домовых, русалках, чертях и т. п.
Вера в существование души создала веру в загробный мир, в котором души якобы живут после смерти. Этот загробный мир представлялся людям точной копией реального мира. Древние славяне, норманны, скандинавы хоронили с умершим его коня, оружие, орудия охоты и рыбной ловли, украшения, деньги, пищу, чтобы ему было чем сражаться, охотиться и питаться в потустороннем мире.

Христианство, созданное в рабовладельческий период, учило рабов без протеста, без бунта гнуть спину в нечеловеческих условиях рабства, обещая отдых от труда и страданий в загробном мире.

Наука опровергла веру в существование души, доказав, что сон и сновидения зависят от мозговой деятельности и могут быть искусственно вызываемы у человека и животных.

Отказавшись от фантастического представления о сне как о состоянии, близком к смерти и вызванном отрывом души от тела, медицина XIX в. объясняла сон как отравление организма вообще, и особенно нервных клеток, особыми продуктами утомления, циркулирующими в крови.
Распространенная в прошлом химическая теория сна была основана на патологических изменениях, вызванных длительным лишением сна. Поэтому для объяснения сна нормального, физиологического она оказалась недостаточной.

Позже этот взгляд был поколеблен наблюдениями над близнецами, сросшимися частями своего тела так, что они имели общее кровообращение и разные нервные системы. Оказалось, что спать такие близнецы могли врозь, независимо друг от друга. Два таких близнеца — две девочки — были подробно изучены московским профессором П. К. Анохиным в 1936 г. Если действительно сон вызывается продуктами, циркулирующими в крови, близнецы должны были бы спать одновременно, но этого не наблюдалось.

Одна девочка могла спать тогда, когда другая бодрствовала. Правда, это продолжалось сравнительно недолго, так как бодрствующая сестра своим криком и движениями будила спящую сестру, неразрывно связанную с ней общими частями тела. Но даже кратковременная возможность их раздельного сна и бодрствования опровергает химическую теорию сна, устанавливающую причину его в продуктах утомления. Позже, также на
основании наблюдений за патологическими состояниями, возникла теория, утверждавшая, что сон вызывается возбуждением определенного участка мозга — центра сна.

В 1919—1920 гг. широко распространилось в Европе особое заболевание инфекционной природы — летаргический энцефалит. Главным проявлением заболевания являлось нарушение сна: начальная бессонница сменялась повышенной сонливостью; больные спали днем и ночью, иногда даже во время работы и при ходьбе. При вскрытии таких больных в случае их смерти находили болезненные изменения в определенных участках мозга. Эти явления
как будто подтверждали теорию центра сна.

Однако указанная теория не объясняла, что такое нормальный сон, почему он возникает периодически, каково его отношение к усталости и к влиянию однообразных впечатлений. Изучение сна показало, что он наступает при ограничении деятельности нервных клеток посредством прекращения доступа к ним раздражения из внешней среды.

В лаборатории И. П. Павлова экспериментально было показано, что если преградить доступ в нервную систему собаки внешних возбуждений, лишив ее обоняния, слуха и зрения, собака начинает спать почти целыми сутками, пробуждаясь только для приема пищи и отправления других физиологических потребностей.

В клиниках наблюдались больные, сохранившие из всех органов чувств только слух на одно ухо или зрение на один глаз. Если у такого больного закрыть единственное «окно» во внешний мир — слышащее ухо или видящий глаз, — человек погружается в глубокий, длительный сон.
Такое же влияние, как прекращение доступа в кору головного мозга возбуждений от внешних раздражителей, оказывает и отсутствие раздражений от внутренних органов.

При эпидемическом энцефалите, вследствие поражения болезненным процессом области, через которую идут чувствительные пути от внутренних органов, возбуждения от них не доходят до нервных клеток, и возникает длительный сон. Таким образом, Павлов дополнил учение механизма
развития сна при энцефалите. Развитие же сна при сохранности нервных клеток головного мозга и органов чувств, т. е. при здоровом состоянии организма, а также сущность сна продолжали оставаться научно необъясненными.